Пелевин в основном переосмысливает общественные мифы, мифы сознания. Вообще все его истории - это истории изменения сознания. И совсем необязательно под воздействием наркотиков, как тут написали.
Он переплетает привычное и непривычное. Представляя Чапаева неким мифологическим героем, Просветлённым, он одновременно переворачивает представления о киношном герое гражданской войны - пламенном революционном командире и герое анекдотов - и представления о той эпохе вообще и её образе в массовом сознании советско-российского человека.
Когда-то подобный приём использовал Булгаков, в Мастере и Маргарите - он ввёл в описание тогдашней действительности элементы мистики и христианского понимания вещей - и на этой смеси получилась хорошая книга.
Пелевин вводит элементы буддистского мировоззрения - и это у него получается тоже достаточно симпатично. Дело в том, что по представлениям буддистов, бога нет. Эту мысль очень сложно донести в любой христианской стране, и особенно в России. Потому что атеизм и коммунистические бредни уже всем надоели, потому что если бога нет, то что же есть. и т. д. Вот это так далее и исследует Пелевин.